Помочь детям
+7 495 621-50-15

Школа, где учат родителей (Источник: газета «Рязанские Ведомости» № 224 (4275) от 30 ноября 2012)

30.11.2012

Как принять чужого ребенка в свою семью

Единую программу подготовки приемных родителей Министерство образования и науки утвердило в середине сентября. Теперь все желающие взять ребенка в семью должны пройти курс обучения в школе приемных родителей (ШПР). 72 учебных часа этой программы, по замыслу авторов, содержат необходимый минимум юридических, психологических и экономических знаний, нужных будущим приемным родителям.

В нашем регионе школы приемных родителей появились раньше соответствующего решения Минобрнауки, и за последние годы ими накоплен уже достаточный опыт работы как со взрослыми, так и с детьми. На сегодня школы приемных родителей действуют во всех муниципальных образованиях области.

В Рыбновском районе такая школа работает сейчас в рамках специально созданного при Рыбнов-
ской школе-интернате центра. Центр подготовки, поддержки и сопровождения замещающих семей и выпускников интернатных учреждений был образован в апреле 2007 года, на волне создания приемных семей в регионе. Только из Рыбновской школы-интерната в замещающие семьи за 2007 год ушел 21 ребенок. В 2008-м таких было 4 ребенка, в 2009-м — 12 детей, в 2010-м — 4 ребенка, в 2011 году — 10 детей, и в текущем — пока 7 детей. Создать методическую и техническую базу, организовать обучение специалистов центру помог Благотворительный фонд Центрального федерального округа «Поддержка детей и семей в трудной жизненной ситуации». В трех кабинетах центра работают сегодня три социальных педагога, психолог, юрист, логопед.

Руководитель центра Наталья Валерьевна Цыпич рассказала о созданной здесь системе работы с приемными родителями.

По ее словам, главная цель этой работы — сделать так, чтобы ребенка в интернат не вернули. За все время действия школы и центра возвращали детей в интернат трижды. В двух случаях детей удалось повторно и, что очень важно, успешно устроить в приемные семьи.

 Редко, но бывает, что после занятий кандидаты в приемные родители отказываются от своих первоначальных планов взять ребенка, — рассказывает Наталья Цыпич. — Как ни странно, в этом тоже есть свой позитивный результат: детские судьбы не покалечены возвратом.

Очереди из кандидатов в приемные родители нет, группу набрать получается не всегда, и потому психолог, социальные педагоги, юрист центра проводят с ними индивидуальные занятия. Будущих приемных пап и мам знакомят с законодательством, в том числе с информацией о правах ребенка и их защите, рассказывают им о формах устройства детей в семью. Психологи рассказывают об особенностях развития детей, лишенных родительского попечения, о трудностях подросткового роста и развития. Среди основных тем курса также этапы адаптации ребенка в приемной семье и возможные в это время осложнения во взаимоотношениях с родителями, конфликты и способы их разрешения.

Самое трудное в работе со взрослыми людьми в школе приемных родителей — избавить их от весьма распространенных иллюзий о ближайшем будущем с ребенком в семье: «Вот возьму сироту на воспитание, буду его любить, и он в ответ тоже. И все будет хорошо». Решение стать приемными родителями должно быть хорошо продуманным, а не спонтанным, принятым под влиянием эмоций, убеждает практическая работа центра.

Те, кто прошел обучение в школе приемных родителей, часто признаются, что до занятий в ней о многих моментах будущей совместной жизни с ребенком просто не думали. За время обучения в школе родители готовятся преодолевать трудности, с которыми столкнутся в своей, но очень изменившейся после появления приемного ребенка, семье.

Занятия в ШПР дают кандидатам в приемные родители все возможности и себя лучше узнать, чтобы максимально сознательно действовать в новых условиях, и научиться многому полезному в общении как с ребенком, так и с окружающими. В числе последних еще немало пока тех, кто ведет себя бестактно с приемными родителями, проявляя неуместное любопытство или удивление вперемешку с явным или скрытым неодобрением.

Сразу после создания приемной семьи центр сопровождает ее в течение примерно года, во время встреч и общения обсуждаются текущие вопросы. А если возникла кризисная ситуация (бывают и такие), специалисты центра проводят встречи с родителями и детьми один-два раза в неделю, психолог работает со всеми членами семьи очень плотно. Для большинства семей это очень важно — знать, что их поддержат, услышат их проблемы и помогут решить.

Понимая, что помощь и поддержка могут потребоваться приемным семьям в разные периоды, сотрудники центра предлагают им вполне официальное сотрудничество. Так, для приемных и других замещающих семей, созданных на территории Рыбновского района, действует родительский клуб. Три года назад, на момент создания клуба, в районе насчитывалось 110 замещающих семей. Сотрудники центра вместе с районными органами опеки организовали встречу и знакомство этих семей. Обмен опытом, общение и новые впечатления, возможность получить квалифицированную помощь специалистов — все это сделало родительский клуб незаменимым в жизни большинства замещающих семей. Собираются члены родительского клуба один раз в два месяца. Творческие конкурсы и праздники для детей, тренинговые занятия по актуальным темам для родителей стали здесь традиционными. Встреч в клубе ждут все.

 В остальное время мы работаем с семьями индивидуально, по конкретным, возникающим у них вопросам, — продолжает Наталья Цыпич.

В работе с приемными семьями, как, впрочем, и с детьми в школе-интернате, простых тем и вопросов не бывает. В центре проводили и проводят немало исследований, касающихся изменений в жизни ребенка после устройства его в приемную семью. Очень много данных о том, что дети в семье преображаются: они успокаиваются. У них появляются друзья и увлечения. Они интересуются окружающим миром. Учатся любить других людей и себя.

Рассказывая об этом, Наталья Цыпич отмечает: многое в законодательстве изменилось в пользу детей, и это хорошо. Вместе с тем, по ее словам, было бы правильно отдать приоритет устройства детей в семью не банкам данных, как это происходит сегодня, а интернатам и дет-домам.

 Мы знаем всех своих детей и готовы встречаться с приемными родителями, чтобы они определялись с выбором ребенка здесь, на месте, — объясняет она. — Ведь в ситуации, когда родители в банке данных по фотографии выбирают детей, много условного: по «картинке», кроме чисто внешних данных, определить своего будущего ребенка непросто, немалый риск ошибиться в выборе.

И еще одно предложение внесла руководитель центра: предусмотреть все-таки в законодательстве возможность отказа приемным родителям в их желании взять ребенка в семью на воспитание. Конечно, вопрос этот непростой и требует обязательного и довольно широкого обсуждения с участием как специалистов, так и общественности. А тема для обсуждения, причем очень взвешенного и деликатного, есть.

В подтверждение тому приведу ситуацию из практики центра. С пожеланием взять в семью пятилетнего ребенка обратилась женщина в возрасте за шестьдесят. Формальных оснований отказать ей нет ни у органов опеки, ни у центра. Но вот как убедить ее, что ее решение не совсем продуманное? Бывают и другие спорные ситуации, связанные в основном с тем, что взрослые люди пытаются свои проблемы решить за счет приемного ребенка.

Совершенству, как известно, пределов нет. И все же хочется надеяться, что законодательство будут совершенствовать, чтобы учитывать существующие реалии. И последствия. Даже самые отдаленные.

...Когда я спросила Наталью Валерьевну о том, в каких приемных семьях меньше всего проблем и отчего это зависит, ответ последовал быстро и не был, признаюсь, неожиданным:

 Лучшие приемные семьи те, в которых родители просто любят детей.

Автор: Людмила Трухина

Источник: газета «Рязанские Ведомости» № 224 (4275) от 30 ноября 2012